Бакхмуль - Афганская Аборигенная Борзая
news
Стандарты
Художественная галерея
Статьи
testimony
Гостевая книга

Борзая - БАКХМУЛЬ

Герасёва Наталия Павловна
эксперт-кинолог по восточным породам борзых,
президент клуба охотничьих восточных борзых
"Голубая долина эль Барк" и НКП "Бакхмуль".
Журнал "Охота" №3-4, 1998.

Ранее эта порода охотничьих собак называлась в России
"афганская борзая (аборигенная порода)". В 1996 году кинологами был поставлен вопрос об изменении ее названия на "бакхмуль" (ударение на последнем слоге) и уточнении описания экстерьерных признаков.


 


Рад-о-Барк, родоначальник бакхмулей в России. Сочетание изящества и мощи, эталон породы

Существуют две версии происхождения афганских борзых.
    Согласно первой, они мигрировали с Аравийского полуострова с караванами арабских купцов.
    В гробницах знатных особ в долине Нила имеются изображения борзых салюки. Папирусы IV тысячелетия до н.э. свидетельствуют о том, что салюки пришли из Аравии в Азию, хотя легенда, многократно повторяемая, гласит, что это были древние афганские борзые.
    По второй версии, эти собаки издревле обитали в Северной Индии - Пенджабе, в горных хребтах Чагая, Гиндукуша, Тобакакара, Хиндураджа, Памира и частично Тянь-Шаня, т.е. на территории древнеиндийской высокоразвитой Хараппской цивилизации (III-II тысячелетия до н.э.), где возникли на местной основе. Древние номады называли их Ак-тазиит, что означает "белая борзая собака". Рассказывая о походе Александра Македонского в Индию, знаменитый древнегреческий географ Страбон упоминает о стране Кафея, "где исключительно ценят красоту как коней, так и собак".
    Афганистан в древности являлся связующим звеном между среднеазиатской, иранской, индийской и китайской цивилизациями. "Скелет афганской борзой идентичен скелету борзовидного животного, останки которого были обнаружены в Азии и возраст которого исчисляется ста тысячами лет", - высказывает гипотезу ученый Джексон Сэнфорд (цит. по: Дж. Мак Дональд. Знакомьтесь, афганская борзая).
    Эти данные свидетельствуют в пользу второй версии происхождения горных борзых. Н.А. эл Перро ("Ридерс дайджест", Испания, 1983) утверждает: "Афганские борзые пришли с севера Индии, затем проделали сотни километров с караванами арабских купцов, чтобы позже обосноваться в Афганистане".
    В1966 году вышла книга, написанная тремя авторами-афганцами под псевдонимом Питер Кинг, "Арена борьбы в Центральной высокогорной Азии, где приводится один интересный эпизод. "В Кандагаре мы остановились на день, и я нанес визит вежливости губернатору, который настаивал, чтобы я принял участие в охоте вместе с ним. Это был совершенно особый вид охоты, поскольку ее предметом являлась афганская борзая, обитающая здесь в диком виде в стаях Поскольку эти борзые невероятно скоростные и целью охоты было не убивать животное, а завладеть им, день охоты оказался изматывающим.
    В своей естественной среде афганская борзая охотится на газелей и других животных , но крайне опасается людей. Стоит вам приблизиться к стае, как собаки тут же бросаются врассыпную со скоростью молнии. Единственный способ поймать их - это загнать стаю в тупик каньона. Но даже это представляется крайне трудным, поскольку собаки так же неимоверно быстры взбираясь по скалам, как и на равнине.
    Мы отправились в поездку на лошади и джипе. Найдя стаю, мы преследовали ее до вечера и нам удалось поймать пятерых собак, которые вполне подошли губернатору. Они понадобились ему в качестве подарка невесте сына. Из пяти он выбрал трех, а других отпустил на свободу. Они умчались в ночь с неимоверной быстротой, чтобы воссоединится со стаей соплеменников оплакивающих своих сородичей, сидя на скале в миле от нас, без сомнения, ожидая услышать предсмертные крики своих родственников, которых поедают дикие человеческие существа. Мне бы очень хотелось иметь одного из этих диких "тази" (в пере-воде с дари/пушту "быстромчащаяся"), как их называют в Афганистане, но их вывоз запрещен. Совершенство диких тази не идет в сравнение с избалованными, изнеженными, полученными в результате скрещивания разных пород выставочными афганами, которых мы наблюдаем за предела-ми этой страны ("бархатный") является одной из шести разновидностей аборигенной афганской борзой, если основываться на классификации Маршала Шах Вали (1950), наиболее компетентного лица, вице-президента Южного общества афганских борзых. Бакхмуль также упоминается в книге В.И.Казанского "Борзые" наряду с короткошерстной тази степей "лучак" (аналог слюги) и тази "калах" (аналог салюки). Бархатной эта высокогорная тази названа по своей уникальной бархатисто-шелковистой шерсти. Бакхмуль является своеобразным "архетипом" современного цивилизованного афгана.
    В 1920-х годах майор британской армии Белл Муррей и мисс Джин Мэнсон вывезли из Кветты и пограничных с Индией и Афганистаном областей несколько бакхмулей в Шотландию. Д.Мэнсон предостерегала заводчиков от опасности облегчения и декоративизации потомков этих собак. "Легкокостные борзые никому не нужны, как бы красивы и грациозны они ни были. Надо помнить, что это спортивные собаки, а не игрушки для изостудий.
    


Дэвид-эль-Барк как лев

Их предки выполняли тяжелую работу, и мы будем тысячу раз сожалеть, если позволим им превратиться в декоративных собачек. Это не выведенная, а одна из древнейших и чистейших пород. Верность и интеллигентность, удивительная память на лица и голоса - ее отличительные черты. В идеале эти собаки должны сочетать грациозность и стройность линий с мощной поясницей и мускулатурой и подвижными суставами. При своей аристократической внешности и сдержанности они дружелюбны, послушны, понятливы и нежны.
    Они никогда не забывают ласкового слова или жеста, но любое проявление грубости очень тяжело переносится ими. Они не знают, что такое хлыст. Их отвага и сила превосходны". Свою первую встречу с будущей любимицей Д.Мэнсон описывает так: "Однажды во время поездки на лошади в двадцати милях от Кветты я впервые встретилась с этой собакой. Ее прекрасные движения и грация буквально очаровали меня. После долгих уговоров хозяин, который вовсе не желал расставаться с красавицей, все же пообещал привезти ее к моему бунгало на следующий день.
    Так я приобрела свою афганскую борзую, которую назвала Бейгам, что означает "знатная дама". Бейгам была самым прекрасным животным, которое я когда-либо видела: белого окраса, с огромными карими глазами, совершенным телом и великолепной осанкой. Она покоряла всех. Изнеженность кошки (она всегда забиралась на самое удобное кресло или подушку и не любила, если у нее были мокрые лапы) сочеталась в ней с бесстрашной силой. Бейгам оказалась превосходной матерью. За несколько дней до появления щенков она стала собирать пищу и прятать ее в саду, где собиралась содержать малышей. Когда щенки родились, она заботилась о них, пока они не стали самостоятельными.
    Уже в детстве их отличали удивительные изящество и благородство. Они, например, никогда не бросались на пищу, как бы ни были голодны". Кажется, что интеллигентность и врожденная культура этих собак отражает высочайшую культуру древней индийской цивилизации. Генетическая память бакхмулей впитала в себя мудрость тысячелетий, сквозь которые прошла эта порода, и им всегда суждено быть редкими. Вот как описывает майор Белл Муррей (еженедельник "Наши собаки", 1926), очарованный фотографией Зардина, вывезенного в 1907 году с гор Чагая, свои поиски редкой даже в те времена горной борзой: "Я предпринял попытку найти этих собак. Я поручил доверенным лицам искать их не только в Афганистане, но везде, где, по моим предположениям, обитает эта порода. И лишь в 1912 году мне удалось найти превосходный экземпляр, суку, чисто-белую с прекрасной головой и изумительной шерстью. Хотя мне привозили многих собак со всех концов страны, мне удалось отобрать лишь девять борзых за период с 1912 по 1920 год, которые и составили основу будущего питомника "Коув" в Шотландии".
    К 1980-м годам обозначились разделительные черты, которые так удачно подсмотрел Белл Муррей еще в 1920-х годах, между той "истинной" ловчей, охотничьей борзой бакхмуль и современным декоративным афганом, называемым на Западе "афган-хаунд". Разделение породы, развитие ветвей которой пошло по двум разным направлениям - на афгана и на аборигенную охотничью афганскую борзую бакхмуль -было неизбежно, и случилось это в России в 1980-х годах.
    Потребность сохранить редкую уникальную породу в первозданном виде, максимально приближенном к древнему типу, диктовала необходимость принятия отечественного стандарта на аборигенную (то есть невидоизмененную, первичную) афганскую борзую, охотничью, а не декоративную собаку, тем более, что сохранить тип истинной борзой позволяли охотничьи просторы России. И вот в 1985 году Всесоюзным кинологическим советом при МСХ СССР был принят постоянный стандарт этой породы. Далее в процессе длительной и сложной работы цель сужалась и становилась более жесткой: вычленение генотипа бакхмуля и закрепление рабочих и экстерьерных породных признаков в процессе целенаправленного заводского разведения с проекцией на лучшего представителя путем строгого отбора и дальнейшей стандартизации породы "бакхмуль" с целью сохранения редкой породы в чистом виде.
    Прекращение разведения бакхмулей в королевском питомнике "Каризамир" в Афганистане из-за серии войн, неблагоприятное отношение к собакам в связи с распространением фундаментализма в Пакистане, перемещение центра сохранения и воспроизведения породы в Россию - все это стало мотивами, диктовавшими необходимость стандартизации породы там, где она возрождается, т.е. в России. Единственным местом выживания бакхмулей стала наша страна как раз в период перестройки. После Индии и Афганистана бакхмуль нашел свою третью родину в России, В 1997 году был предложен новый стандарт горной тази бакхмуль.
    В России стабильное разведение бакхмулей началось с ввоза четырех собак еще до афганского переворота 1978 года майором Д.Евдокимовом, семьями Магометовых и Никитиных. Будущему чемпиону России, лучшему представителю породы, предстояло родиться в помете от Кинга (Си-яхпуаз тэлай) Д.Евдокимова и Афсаны Р.Магометова, Интересно, что один шведский заводчик, увидев собак этого помета на выставке, сразу предложил высокую сумму за весь помет, но наш заводчик устоял. Так в 1980-х годах началось официальное разделение на афгана и аборигена. Имя родоначальника рода бакхмулей в России - Рад-о-Барк (что в переводе с дари/пушту означало "гром и молния") - вполне соответствовало его восточному темпераменту и прекрасным бойцовским качествам. Рад-о-Барк был превосходный зверь, вождь от рождения, любящий жизнь, волю, природу и, конечно, охоту. Он подчинял себе всех собак в округе, и чем крупнее и злее был про тивник, тем больше Рад упивался победой, в секунду бросая врага на землю, повергая его на лопатки и затем по-королевски даруя ему жизнь.
    Никто не учил его этим приемам, равно как и благородству, не добивать лежачего. Он пользовался еще и тонким приемом деморализации противника, не пуская в ход физическое воздействие. Как тореадор, обхаживал он пса, почти вплотную прижавшись к нему, подставляя себя, пока перепуганный пес не поджимал хвост, издавая жалобные звуки - бескровный прием психологической атаки. Его преданность хозяйке была безгранична и подтвердилась, когда он разбросал шесть человек, напавших на нее, обратив их в бегство.
    Признаться, холодок пробегал поспине, когда этот гордый ласковый пес превращался в воина. Поражал диапазон его характера. преданный, нежный и ласковым, готовый выполнить любое желание хозяйки, с одной стороны, и дождь диктующий свою мудрую силу, повелитель душ, с другой в его глазах была сосредоточена мудрость тысячелетий и высочайшая древняя культура Востока. Он производил впечатление пришельца из более совершенной космической цивилизации. Рядом с ним я, человек, которому он служил, чувствовала себя не-совершенным существом, которому так и не суждено было разгадать эту высшую данность -горную тази бакхмуль.
    "Помни, что ТЫ - древняя борзая, и пусть ни один человек не изменяет ТЕБЯ",- говорится в заповеди древних, может, более примитивных, чем современный человек, но, без сомнения, более мудрых, ибо они не пытались усовершенствовать то, что и так совершенно. Ни одно творение рук человеческих не может быть совершеннее творения Природы. Природа, как Творец, целесообразна и терпелива. Она ничего не добавляет и не убавляет, формируя в процессе эволюции свои творения. Человек сам творение природы, а потому несовершенен в роли Творца.
    Я взяла интервью у охотника с Украины Саши Гарника, который держит двух бакхмулей. Почти каждый его выход в поле заканчивается поимкой одного - трех русаков. Его собаки анонсируют и даже апортируют зверя. Успешна охота и с одной собакой. Хорошая зоркость, умение "видеть" поле, иногда для этого забравшись на скирду, хорошо развитое верхнее и нижнее чутье, прекрасная резвость в скачке за русаком карьером, когда бакхмуль низко парит над землей, достигая скорости 78 км в час (в то время как на кинодромах она не превышает 43).
    Маневренность бакхмулей вызывает восхищение. Бакхмуль способен развернуться на одной пятке на 180°, слегка снизив скорость, изменить траекторию движения тела в полете над канавой или кучей валежника, скрыться в кустах и внезапно появиться в таком месте, где зверь его не ожидает. Высота прыжка бакхмуля достигает 2,5 м. Благодаря хорошо развитым мышцам спины и длинной широкой мощной пояснице бакхмуль складывается в клубок, далеко занося задние ноги вперед, в мощном толчке разгибаясь, подобно пружине. При замедленной съемке видимости толчка нет вообще, хотя масса собаки доходит до 38 кг при росте 73 см. Укороченность корпуса и высоконогость, характерные для афгана, являются пороком для бакхмуля, поскольку такие собаки не выдерживают длительной скачки и плохо маневрируют на угонках.
    Бакхмуль как бы наслаждается состязанием в скорости и умении с диким зверем в естественных природных условиях Он может взять зверя накоротке в двухстах метрах, а может гнать долго, наслаждаясь скачкой, как бы меряясь силой со зверем Может взять его измором, иногда даже не пуская зубы в ход, завалив его ударом грудью и лапой. В Афганистане с ними охотились не только на равнинах, но и высоко в горах на сыртах и в лесных чащобах Благодаря маневренности и прекрасно развитому боковому зрению эти собаки не разбиваются в горах, где им приходится перепрыгивать через расщелины, взбираться по круче, загоняя таутэке и архара под пулю либо на вершину горы, откуда зверь в изнеможении падает Приведу цитату очевидца, наблюдавшего охоту бакхмуля. "Горные козлы невероятно быстрые и ловкие, и если бы тази не имел тех же способностей, он рисковал бы жизнью. Этот способ охоты наиболее честный и благородный. За собакой нет человека, готового воспользоваться ружьем, есть только два противника, которые сражаются мускулами и ногами. Создается впечатление, будто серо-желтое перо подхвачено потоком воздуха, и вот оно понеслось вверх по обрывистым склонам гор. Охота может продолжаться более двух часов на одном дыхании на протяжении 45 километров. Невозможно реально оценить правдоподобность этого подвига, не увидев скал и расщелин Гиндукуша. Тот, кто видел этих собак на охоте, отметит, что картина бегов афганов на кинодроме - это жалкое зрелище по сравнению с впечатлением от охоты с горной тази бакхмуль" (Экарт Грюн, 1958). Обладая очень крепкой широкой лапой, бакхмуль удивляет резвостью скачки по "ножам" (насту) и мерзой пахоте. Во время бега пасть бакхмуля приоткрыта в улыбке, голова высоко поднята, длинная шея способствует изменению положения центра тяжести. На подходе к зверю бакхмуль начинает угрожающе лаять Азарт, нестомчивость и выносливость бакхмулей - их природные свойства. Им обязательно надо достать зверя. Уйдя за горизонт, бакхмуль воз¬вращается к хозяину, улыбаясь, повиливая хвостом, как будто и не было этой изнуряющей скачки Джин Мэнсон пишет о своей любимице: "Во время долгих прогулок на лошадях Бейгам то неслась впереди, то возвращалась к нам. Причем возвращалась все гда более свежей, чем лошади и наездники вместе взятые".
    Бакхмуль охотится не для себя, а для хозяина, отсюда - спокойное отношение к зверю. Во время королевских охот в Афганистане более всего ценился бакхмуль - вожак, кобель-убийца, широкотелый, крепкокостный, злобный к зверю. В его функцию входило взять зверя до подхода охотника, не повредив шкуры, в противном случае он мог поплатиться жизнью. Так, в условиях жесткого отбора, формировался бакхмуль.
    В среднеевропейской полосе бакхмуль прекрасно приспособился к нашему климату, и с ним успешна охота на русака и лисицу. Волк - тоже его противник, и дело за охотниками попробовать его на волка. Бакхмуль Давид-эль-Барк начал свою охотничью карьеру на испытаниях с зимнего русака весом 5200 г, заслуженно получив диплом второй степени без предварительной натаски, ибо чистокровная борзая "бежит кровями". Это был первый в его жизни заяц, и работал он отменно в паре с русской псовой.
    Со стороны казалось, что они всю жизнь работали вместе. Способность охотничьих борзых передавать информацию и договариваться о взаимодействии в процессе скачки потрясает. Мне приходилось наблюдать, как, подняв зверя у опушки, один бакхмуль "приказывает" другому остановиться и обозревать выход зверя из леса, пока первый пытается его выгнать. Распределение ролей во время скачки, когда одна собака преследует в угон, пытаясь достать зверя, а другая идет в обход, свойственно умным, смекалистым борзым.
    Внешне бакхмули очень красивы: светло-палевые, подласые, с благородной осанкой, достаточно длинной шерстью, в той степени, в какой это необходимо, чтобы переносить суровые погодные условия. При правильном уходе и содержании их шерсть не требует расчесывания более одного раза в месяц. Как-то раз мой бакхмуль вылез из малинника, похожий на шар из репьев и колючек. На расчесывание у меня ушло всего 20 минут - не так и много. Летом бакхмуль очень любит купаться, а если жарко, он может весь день сидеть в реке, погрузившись в воду, так что видна только спина и морда. Он прекрасный пловец и проплывает большое расстояние, охраняя хозяина даже в воде. Вода благоприятно отражается на шерсти - она блестит и становится шелковой. Бакхмуль в отличие от афгана очень широк в груди, спине и пояснице, холка у него мощная, спина с небольшой переслежиной, ребро бочковатое. Он хорошо омускулен, маклаки почти не выдаются, круп едва скошен. Глядя на бакхмуля, вспоминаешь П.М.Мачеварианова, ратующего за "бочковатость ребер, простор задних ног и сухость пазанков, от которых зависит нестомчивость. рыскучесть и безграничная сила". У бакхмуля пять видов шерсти различной структуры и расположения.
    В отличие от афгана, обязательным для него является наличие короткой шерсти на передних частях запястий и плюсен - необходимые аэродинамические характеристики для быстрого бега, а также наличие естественного "седла" из короткого остевого волоса. По сравнению с афганом бакхмуль немного растянут, что помогает ему бежать поясницей, а не только ногами. Длина бедра равна длине голени, но не короче, а у афгана голень длинная. Плюсна, являясь опорой, короче голени, но тоже длинная. Соотношение статей у бакхмуля продиктовано и отработано многовековой эволюцией и не должно подлежать изменению по прихоти человека в соответствии с очередным витком моды, как это случилось с афганом.
    Помимо охоты, бакхмуль издавна охранял стада и свою территорию от нападения диких кошек и волков, являясь также защитником человека. Имея крепкую психику, он хорошо поддается дрессировке, но полностью подчинять его волю человеку не рекомендуется, потому что это думающая собака; на охоте она принимает решения самостоятельно и вмешательство человека может быть для нее губительно. Дрессировка должна строиться на любви и уважении без применения грубого физического воздействия, иначе бакхмуль может потерять свои личностные характеристики и не приобрести то, ради чего вы его дрессировали. Хозяину важно найти контакт со своим питомцем, и тогда он выложится, чтобы доставить вам удовольствие. Конечно, бакхмуль больше всего подходит спортивным людям, любящим бродить по лугам, лицезреть природу, способным преодолевать трудности погодных условий в осенне-зимний сезон.
    Для бакхмуля недостаточно выгулов без поводка в течение двух часов в день, ему обязательно нужны выезды на испытания и охоту. Он получает при этом максимальное удовольствие, гораздо более сильное по эмоциональному колориту, чем прием любимой пищи и отдых у камина. Без охоты он может ожиреть или, наоборот, у него атрофируются мышцы, а крепкая природная психика начнет расшатываться. Проводился такой эксперимент: один охотник брал собаку на охоту, другой ее кормил. Она сильнее была привязана к тому, с кем охотилась. Но, к сожалению, даже в охотклубах нерадивые хозяева, которых не заботит душевное, физическое и психическое состояние своего питомца, часто не выезжают на испытания и охоту, фактически губя не только свою собаку, но и породу в целом.
    Если учесть, что центр возрождения бакхмулей сосредоточен в московском клубе-питомнике "Голубая долина эль Барк", хотя они и распространялись по многим регионам, то становится ясным, насколько сложна работа по закреплению генотипа без государственных дотаций или частных субсидий. Содержание охотничьих бакхмулей без выездов на охоту и испытания - кощунство. Содержание их в вольерах, если учесть, что издревле эти собаки допускались в королевские покои, являясь священными (отсюда их чистоплотность, интеллигентность и аристократизм), тоже нежелательно, так как портит психику. Поэтому самое оптимальное для этой породы - фермерские хозяйства, где бакхмуль сможет охранять скот, свою территорию, семью хозяина и наслаждаться длительными выгулами и охотой. Разведение бакхмулей в декоративных клубах недопустимо, поскольку там не поддерживаются их рабочие, а, следовательно, экстерьерные качества. Российские охотничьи просторы, при условии бережного отношения к этой породе со стороны человека, помогут выжить древней борзой, которая, возможно, помогла выжить древнему человеку в тяжких условиях единоборства с хищниками, когда человек был, слаб и одинок.
    Общий вид. Гармонично сложенная борзая, довольно крупная, сравнительно широкотелая, высокопередая, с горделивой осанкой.
    Поведение. Собака спокойного, веселого нрава с крепкой психикой, с ярко выраженными качествами лидера. К людям добра, к зверю злобна. В быту уравновешенна, в поле азартна.
    Сложение. Крепкое сухое; индекс растянутости 103-105. Рос 68-73 см (кобели), 65-70 см (суки)
    Голова. Удлиненной формы, череп не очень узкий, но и не широкий, с выдающимся затылочным бугром. Надбровные дуги выражены, но переход ото лба к морде плавный. Длина морды примерно равна длине черепной части. Голова окружена "венцом" из шелковистых длинных волос, откинутых назад и в стороны.
    Глаза, Карие, крупные, миндалевидной формы, косо поставленные с темными веками.
    Уши. Висячие, умеренно длинные, поставленные на уровне внешних уголков глаз или чуть выше, одетые в шелковистую, длинную уборную шерсть
    Хвост. Весь в кольце или полукольце, посажен и поднят высоко. На верхней части хвоста "ремень" более темного окраса из короткого жесткого волоса, на нижней - подвес из длинного, редкого, жестковатого волоса.
    Волосяной покров. Шерсть шелковистая, прямая, очень тонкая, пухообразная, блестящая, длинная, особенно на лопатках, боках и бедрах, вокруг голени, образуя характерные для породы "штаны". На ушах длинная уборная шерсть в виде "бурок". На морде и на лбу шерсть короткая. На верхней части корпуса - "седло", начинающееся широким ремнем на шее, затем сужающееся к лопаткам, проходит по спине в виде ромба, сужается к пояснице, вновь расширяется на крупе, переходя в "ремень" на верхней части хвоста.
    Окрас. Палевый всех оттенков, белый, подласый. "Седло" всегда более темного окраса: палевого, реже серого цвета.

Фото автора

© 2002-2007 Клуб восточных борзых "Голубая долина эль Барк"
Россия, 121352, Москва, Славянский бульвар, 7-1-149